Положение исследования

2013 | 2014 | 2015

НА ГЛАВНУЮ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Положение исследования

  1. Общие положения
    1. Настоящее Положение определяет общие условия и порядок проведения исследования «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний - 2016».
    2. Исследование «Корпоративная прозрачность крупнейших российских компаний» проводится ежегодно, начиная с 2013 года.
    3. Организатором исследования является Российская Региональная Сеть по интегрированной отчетности (далее – РРС, Организатор).
    4. Актуальность исследования.

      Прозрачность и информационная открытость компаний являются важными составляющими бизнес-привлекательности компаний и позволяет принимать основным заинтересованным сторонам взвешенные решения, в том числе инвестиционные. Прозрачность является одним из факторов, обеспечивающих рост стоимости бизнеса и характеризуется готовностью компании допускать стейкхолдеров к управленческой информации. Также прозрачность компаний важна для получения общественного одобрения на свою деятельность.

      Ежегодные исследования РРС направлены на повышение корпоративной прозрачности российских компаний.Ежегодные исследования РРС направлены на повышение корпоративной прозрачности российских компаний.

    5. Цели и задачи исследования.

      Цель исследования – формирование представления о корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний (в форме рейтинга прозрачности).

      Задачи исследования:

      • обследование корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний;
      • выявление лучших практик корпоративной прозрачности, в том числе раскрытия информации через механизмы отчетности;
      • составление рейтинга и субрейтингов корпоративной прозрачности.
    6. Используемые термины и определения приведены в Приложении № 1.
    7. Информация Об исследовании (настоящее Положение, состав Экспертного совета и Партнеров исследования, итоговый доклад по результатам исследования и др.) публикуется на сайте Организатора (http://ir.org.ru). Официальный электронный адрес - regionalnetwork@ir.org.ru.
  2. Организация исследования
    1. Для проведения исследования Организатор формирует Экспертный совет и определяет перечень Партнеров исследования.
    2. Экспертный совет формируется в составе не менее пяти человек. В задачи Экспертного совета входят:
      • участие в актуализации методики исследования,
      • проведение выборочной проверки и утверждение результатов обследования,
      • принятие решений в спорных ситуациях,
      • участие в подготовке аналитического доклада,
      • продвижение результатов исследования.

      Членами Экспертного совета производится выборочная проверка результатов обследования компаний. Во избежание конфликта интересов: в случае, если член Экспертного совета имел отношение к подготовке отчета какой-либо компании (оказывал аудиторские, консультационные, дизайнерские и иные услуги), то проверку результатов обследования данной компании этот член Экспертного совета не проводит.

    3. Группа Партнеров исследования формируется для выполнения следующих задач:
      • обследование компаний и подготовка итогового аналитического доклада (контент),
      • подготовка итогового продукта (интерактивный доклад),
      • проведение аудиторской проверки (услуга по выражению уверенности о соответствии результатов исследования Положению и методике),
      • перевод итогового аналитического доклада на английский язык,
      • экспертная и организационная поддержка,
      • проведение конференции с презентацией результатов исследования,
      • информационная поддержка.
  3. Порядок проведения и методика исследования
    1. В рамках исследования обследуются публичные годовые отчеты компаний за 2015 год (интегрированные отчеты, традиционные годовые отчеты и нефинансовые отчеты –экологические отчеты, социальные отчеты, отчеты об устойчивом развитии, отчеты о корпоративной социальной ответственности и др.). В частности, проверяется информация об использовании в отчетах следующих стандартов раскрытия информации:
      • Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. Банком России 30.12.2014 N 454-П),
      • Международный стандарт по интегрированной отчетности,
      • Руководство Global Reporting Initiative (разные версии),
      • иные стандарты раскрытия информации, в том числе нефинансовой.

      Помимо этого, обследуется информация по определенному ряду критериев, размещенная на официальных корпоративных сайтах компаний 1.

      Иная отчетная информация (ежеквартальные отчеты, финансовая отчетность и др.), а также новостная лента, презентации и отдельные внутренние документы, размещенные на официальных корпоративных сайтах компаний, рассматриваются только при указании отдельной ссылки на них из годовых отчетов, как на источник дополнительной отчетной информации.

      Отчетная информация за 2016 год не обследуется.

      Информация на иностранных языках не обследуется.

    2. Источники информации для обследования компаний:
      • официальные корпоративные сайты компаний,
      • базы данных (официальные сайты) агентств, уполномоченных на публикацию информации эмитентов эмиссионных ценных бумаг в ленте новостей2.

      В ходе исследования обследуются компании, входящие в «Рейтинг 600 крупнейших компаний России по итогам 2014 года» («RAEX-600»)3. Также в группу обследуемых входят компании, не вошедшие в рейтинг «RAEX-600», но:

      • имеющие листинг на Московской и зарубежных биржах (LSE (London Stock Exchange), NYSE (New York Stock Exchange), NASDAQ (National Association of Securities Dealers Automated Quotation), HKEX (Hong Kong Exchange), Euronext NV, Deutsche Börse Group);
      • попадающие в перечень системообразующих организаций (протокол заседания Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции от 05.02.2015 № 1);
      • государственные корпорации и управляемые ими компании с выручкой не ниже трех миллиардов рублей.
    3. Этапы проведения исследования:
      • Обследование компаний в соответствии с методикой (Приложение 2). Сроки: с 04 июля по 06 сентября 2016 года.
      • Верификация результатов обследования: в компании направляются данные (результаты обследования) с целью их согласования. В результате этой процедуры отдельные данные могут быть пересмотрены. Сроки: с 12 сентября по 09 октября 2016 года.
      • Выборочная экспертная проверка и утверждение результатов обследования. Сроки: с 12 сентября по 09 октября 2016 года.
      • Анализ результатов, подготовка аналитического доклада. Сроки: с 03 октября по 30 октября 2016 года.
      • Аудиторская проверка на предмет соответствия проведенного исследования заявленной методике. Сроки: с 12 октября по 23 октября 2016 года.
      • Подготовка интерактивной версии аналитического доклада и размещение в сети Интернет. Сроки: с 03 октября по 13 ноября 2016 года.
      • Проведение конференции с презентацией результатов исследования – не позднее 14 ноября 2016 года.
      • Перевод аналитического доклада на английский язык. Сроки: с 31 октября по 27 ноября 2016 года.
      • Подготовка интерактивной версии аналитического доклада на английском языке и размещение в сети Интернет. Сроки: с 28 ноября по 5 декабря 2016 года.
    4. По результатам проведенного исследования составляется рейтинг прозрачности компаний с учетом уровней прозрачности и количества присвоенных баллов за раскрытие информации по показателям.
    5. Уровни прозрачности выделены согласно степени соответствия раскрываемой информации требованиям российских и международных стандартов отчетности, наличию/отсутствию верификации отчетной информации независимой стороной/сторонами и наличию электронного (интерактивного) годового отчета, как одному из механизмов обеспечивающему удобство использования раскрываемой информации для стейкхолдеров компаний.

      Уровни прозрачности:

      V (нулевой) уровень прозрачности – «Непрозрачный уровень»: компании, которые не выпускают публичных отчетов.

      IV уровень прозрачности – «Раскрытие информации в соответствии с российскими законодательными требованиями»: компании, которые готовят отчетность только по минимальным национальным требованиям к отчетности (требования Центрального Банка РФ, при необходимости – Правительства РФ (Постановление Правительства РФ от 31.12.2010 N 1214 «О совершенствовании порядка управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, и федеральными государственными унитарными предприятиями»)).

      III уровень прозрачности – «Раскрытие информации сверх российских законодательных требований»: компании, которые готовят отчетность сверх минимальных национальных требований к отчетности (требования Центрального Банка РФ, при необходимости Правительства РФ), то есть, дополнительно раскрывают информацию, важную с точки зрения устойчивого развития, информацию о соблюдении Кодекса корпоративного управления и пр.

      II уровень прозрачности - «Раскрытие информации по международным требованиям»: компании, отчетность которых подготовлена по международным стандартам отчетности (помимо выполнения требований Центрального Банка РФ).

      I уровень прозрачности - «Раскрытие информации на уровне международных практик»: компании, отчетность которых подготовлена по международным стандартам (помимо выполнения требований Центрального Банка РФ, при необходимости Правительства РФ) и которые используют хотя бы одну из процедур заверения отчетной информации (не считая заверения финансовой информации):

      • заверение нефинансовой информации независимым профессиональным аудитором,
      • общественное : экспертное заверение и/или стейкхолдерское заверение;

      Premium (Премиум) уровень прозрачности – «Раскрытие информации на уровне лидеров международных практик»: компании,

      • отчетность которых подготовлена в соответствии с основными международными стандартами отчетности - GRI G4, IR (как минимум – одним из них),
      • которые используют не менее двух процедур заверения отчетной информации, не считая заверения финансовой информации (заверение нефинансовой информации независимым профессиональным аудитором, общественное – экспертное и/или стейкхолдерское заверение),
      • которые публикуют отчетную информацию в формате электронного/интерактивного годового отчета (отдельного сайта), размещаемого в сети Интернет.
    6. Присвоение баллов за раскрытие информации производится согласно группе критериев. Каждому критерию соответствует набор параметров и показателей (Приложение 2).

      Группа критериев «Аспекты прозрачности»:

      • Критерий 1. Стратегическое управление,
      • Критерий 2. Корпоративное управление,
      • Критерий 3. Основные результаты отчетного периода,
      • Критерий 4. Деятельность в области устойчивого развития,
      • Критерий 5. Противодействие коррупции,
      • Критерий 6. Закупочная деятельность;

      Группа критериев «Механизмы прозрачности»:

      Обследование официальных корпоративных сайтов компаний, помимо случаев, предусмотренных в пункте 3.1., проводится исключительно по следующим критериям:

    7. Выбор критериев во многом базируется на выполнении национальных и международных стандартов и рекомендаций:
      • Руководство GRI, версия G44;
      • Международный Стандарт интегрированной отчетности (IR)5;
      • Руководство АА1000 SES, APS6;
      • Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг от 30.12.2014 № 454-П7;
      • Кодекс корпоративного управления ЦБ РФ8.

      Такой выбор критериев позволит выявить как лучший опыт, так и «узкие места» отчетности российских компаний в части соответствия передовым практикам в области корпоративной прозрачности и соответствии национальным и международным требованиям и рекомендациям к раскрытию информации.

    8. Для подведения итогов исследования каждому критерию присваивается вес, выраженный в баллах. Баллы каждого критерия распределены по параметрам и показателям в соответствии с их значимостью. Итоговая оценка складывается из баллов, набранных по каждому критерию.

      Компаниям, соответствующим IV и V уровням прозрачности, баллы за раскрытие информации не присваиваются.

      Компаниям, соответствующим Premium (Премиум), I, II уровням прозрачности, присваиваются баллы за раскрытие информации согласно полной методике исследования – 140 параметров и 186 показателей (см. Приложение 2, Таблица 1. Полная методика). Максимальное количество баллов – 100.

      Компаниям, соответствующим III уровню прозрачности, присваиваются баллы за раскрытие информации, согласно сокращенной методике исследования – 30 показателей (см. Приложения 2, Таблица 2. Сокращенная методика). Сокращенная методика является минимальным перечнем системообразующих показателей по каждому критерию, которые выделены из полной методики. Максимальное количество баллов – 25,5.

      В зависимости от количества баллов за раскрытие информации по показателям при составлении рейтинга компаниям также присваивается индекс раскрытия информации в соответствие со следующими условиями:

      • для компаний, соответствующим Premium (Премиум), I, II уровням прозрачности:
        • • от 100 до 80 баллов – индекс A,
        • • от 79,99 до 50 баллов – индекс B,
        • • от 49,99 до 0 – индекс С.
      • для компаний, соответствующим III уровню прозрачности:
        • • от 25,5 до 20,4 баллов – индекс A,
        • • от 20,39 до 12,75 баллов – индекс B,
        • • от 12,749 до 0 – индекс С.
    9. По результатам исследования составляются также субрейтинги, рэнкинги и субрэнкинги (см. Приложение 1). Рэнкинги (по уровням прозрачности) и субрэнкинги (по субрейтингам) формируются на основании баллов, набранных компаниями по результатам обследования.
  4. Заключительные положения
    1. Все Приложения к настоящему Положению являются неотъемлемой частью настоящего Положения.

    Полный текст Положения, Приложения № 1 и 2, состав Экспертного совета и Партнеров исследования доступны на официальном сайте РРС

1Перечень критериев, по которым обследуется информация, представленная на официальных корпоративных сайтах компаний, приведен в пункте 3.7.

2http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/ffms/ru/contributors/financialmarket/emitters/inf_open/index.html

3http://www.raexpert.ru/project/topcompanies/2015/ranking/

4https://www.globalreporting.org/resourcelibrary/Russian-G4-Part-Two.pdf

5http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf

6http://www.accountability.org/standards/

7http://www.e-disclosure.ru/PortalContent/InfoMaterial/252

8http://cbr.ru/sbrfr/legislation/letters/2014/Inf_apr_1014.pdf

2013 | 2014 | 2015

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РРС ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ЗАПРОСИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ОТЧЕТА