Прозрачность компаний с различной организационно-правовой формой

2013 | 2014 | 2015

НА ГЛАВНУЮ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Прозрачность компаний с различной организационно-правовой формой

Организационно-правовая форма компании является основным фактором, стимулирующим компанию раскрывать или не раскрывать информацию о своей деятельности и управлении. ОАО (обязаны с 05.05.2014 внести изменения в организационно правовую форму вместе с внесением первых правок в устав) в соответствии с законодательством обязаны раскрывать информацию о своей деятельности и управлении16. Вместе с тем, организационно-правовая форма является ключевым, но не единственным фактором, влияющим на поддержание менеджментом компании ее прозрачности.

Организационно-правовая форма компаний Premium и I уровней прозрачности

Выводы:

  1. Число компаний, не обязанных раскрывать отчетную информацию, но раскрывших ее на уровне международных практик и их лидеров, увеличилось на 3 компании. Среди 11 акционерных обществ 5 ранее были открытыми акционерными обществами. Акционерные общества не обязаны раскрывать отчетную информацию в соответствии с требованиями ЦБ РФ, они не котируются на биржах, однако, публикуют отчетную информацию в соответствии с международными стандартами и проводят ее независимое заверение. Менеджмент этих организаций использует потенциал публичной отчетности в целях повышения прозрачности компании для ее заинтересованных сторон. Так, государственная корпорация «Росатом», включая ее дочерние организации, акционерное общество «Холдинговая компания «Металлоинвест» и акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания», являющиеся исключением из большинства системообразующих компаний, стремятся быть прозрачными, как для международного, так и для российского сообществ. При этом в 2016 году АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» поднялась на Premium уровень прозрачности за счет выпуска второго тома отчета за 2014-2015 года. А Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» в 2016 году спустилась на II уровень прозрачности по причине отсутствия заверения нефинансовой информации.

    Организационно-правовая форма компаний II уровня прозрачности

  2. Среди компаний второго уровня прозрачности по-прежнему преобладают компании с организационно-правовой формой публичного акционерного общества. В 2016 году компаний «ПАО», выпускающих отчетность в соответствии требованиям международных стандартов стало больше, что связано со сменой орг.правовой формы, а также с переходом ряда компаний на более высокий уровень прозрачности в 2016 году. В частности это 4 компании, перешедшие с III уровня прозрачности на II-ой: ПАО «Московская Биржа ММВБ-РТС»,ПАО «Трансконтейнер», ПАО «Ленэнерго», ПАО «МОЭСК». Только одна публичная компания перешла со II уровня прозрачности на I уровень - Публичная компания (иностранный эмитент) «Полиметалл Интернэшнл». Основной причиной этого является политика компании по повышению прозрачности, в частности это выпуск двухгодичных социальных отчетов, которые готовятся по международным стандартам, в отличие от годовых отчетов (так как отчеты являются двухгодичными, отчет за 2014-2015гг. был выпущен в 2016 году, а, следовательно, не был учтен в обследовании 2015 года).

    Организационно-правовая форма компаний III уровня прозрачности

  3. Среди компаний, раскрывших отчетную информацию выше требований ЦБ РФ, присутствует 21 непубличная компания (ЗАО, ООО, государственные корпорации, АО, ФГУП, ГУП). Менеджмент непубличных компании начинает видеть прагматику публичной отчетности и в инициативном порядке использовать ее в своих управленческих целях. Таким образом, непубличные компании, раскрывающие годовую отчетную информацию, перестают быть редким исключением (как это было среди компаний первого и второго уровней прозрачности).

    Организационно-правовая форма компаний IV уровня прозрачности

  4. 40 непубличных компаний (ООО, ЗАО, (Ф)ГУП, АО, ГК) в инициативном порядке раскрывают отчетную информацию по требованиям ЦБ РФ, хотя их организационно-правовая форма не обязывает это делать. Уменьшение количества таких компаний на IV уровне прозрачности произошло, в том числе, и за счет перехода их на более высокие уровни прозрачности: АО «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» перешла на Premium уровень, АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» – на II уровень и АО «Вертолеты России» – на III. Отчетность части акционерных обществ, выпустивших отчетность в 2015 году, в 2016 году не была обнаружена в сети Интернет до даты окончания исследования (5 компаний).

    Организационно-правовая форма компаний V уровня прозрачности

  5. Подавляющее большинство непрозрачных компаний (201 из 246) являются непубличными (ООО, ЗАО, ФГУП, ГУП, АО). Однако среди непрозрачных компаний имеются организации, являющиеся ОАО (на 2016 год), среди них 10 компаний, отчетность которых не была найдена в сети Интернет уже второй год подряд (до даты окончания исследования).

    Организационно-правовая форма «новых компаний» на различных уровнях прозрачности

  6. Большинство компаний, «новых компаний», не обследованных в 2015 году, но обследованных в 2016 году, находится на V уровне прозрачности (177 из 219 «новых» компаний). Из них 113 имеют организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, т.е. не обязанных публиковать годовую отчетность. Продолжается тенденция раскрытия отчетной информации организациями, не обязанными публиковать отчетность. 3 акционерных общества раскрывают информацию на уровне международных практик, одно общество с ограниченной ответственностью – с использованием международных стандартов. 7 компаний (6 АО и 1 ЗАО) – выше требований ЦБ РФ, 10 (9 АО и 1 государственная корпорация) – исключительно по требованиям ЦБ РФ. Данные компании не имеют листинга на биржах, не обязаны публиковать отчетность и не являются системообразующими, т.е. не имеют никакого внешнего давления к применению практики отчетности, что говорит о понимании менеджментом компании необходимости раскрытия информации о своей деятельности и понимании внешних запросов со стороны заинтересованных сторон к публикации отчетности.

16Введение новых организационно-правовых форм не требует перерегистрации существующих обществ, однако учредительные документы и наименования ОАО и ЗАО должны быть приведены в соответствие с Гражданским кодексом РФ при первом внесении в них изменений (срок не регламентирован).

2013 | 2014 | 2015

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РРС ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ЗАПРОСИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ОТЧЕТА