Общее состояние корпоративной прозрачности

2013 | 2014 | 2015

НА ГЛАВНУЮ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Общее состояние корпоративной прозрачности крупнейших российских компаний

Распределение компаний по уровням прозрачности

Выводы:

  1. Среди обследованных в 2016 году крупнейших российских компаний было выявлено всего 52 компании (6 %), прозрачность которых находится на уровне международных требований и практик. Только 9 из 855 крупнейших компаний РФ (1,1 %) раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении на уровне лидеров международных практик (Premium уровень прозрачности). Они активно используют практику заверений отчетной информации (минимум два вида внешних заверений, не считая обязательного финансового заверения), внедряют практику интерактивного формата представления отчетной информации, а также используют международные стандарты отчетности. 21 компания (2,5%) раскрывает информацию на уровне международных практик (I уровень прозрачности). Их ключевые отличия - менее распространенная практика заверений (только одно внешнее заверение, в большинстве случаев это только общественное экспертное или только общественное стейкхолдерское заверение). У некоторых компаний данного уровня прозрачности также отсутствовала электронная (интерактивная) версия отчетов на дату завершения обследования. Еще 22 компании (2,6 %) используют международные стандарты при подготовке отчетности, но не заверяют нефинансовую информацию (II уровень прозрачности). Важно отметить, что среди 43 компаний I и II уровней прозрачности 15 используют интерактивный формат представления отчетности, что говорит об их стремлении эффективно «доставлять» отчетную информацию до заинтересованных сторон. Это, в совокупности с используемыми международными стандартами отчетности, может послужить основой для их перехода на более высокие уровни прозрачности.
  2. Общее количество компаний среди повторно участвующих в рейтинге и раскрывающих информацию на уровне международных требований и практик увеличилось с 43 до 48 компаний. Основное увеличение числа компаний, среди повторно участвующих в рейтинге, произошло на II уровне прозрачности. Среди ключевых причин такой динамики можно назвать: возможность учета вторых томов годовых отчетов некоторых компаний благодаря продлению сроков обследования (ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ПАО «Акционерная финансовая компания «Система») и распространению Руководства GRI. Так в 2016 году ПАО «Московская Биржа ММВБ – РТС», ПАО «ТрансКонтейнер», ПАО «Ленэнерго», ПАО «МОЭСК» использовали Руководство GRI при подготовке своей отчетности в отличие от предыдущего, 2015 года.
  3. Более 15 % российских компаний раскрывают отчетную информацию выше требований ЦБ РФ (III уровень прозрачности). Их число составляет 132 из 855. Можно говорить о том, что для менеджмента этих компаний публичный годовой отчет начинает использоваться, в том числе, и в качестве средства раскрытия важной, с точки зрения менеджмента, информации. Вместе с тем, подобная отчетная информация (подготовленная без международных стандартов) мало сопоставима с публичной отчетной информацией других компаний, т.к. именно стандарты позволяют обеспечить сопоставимость. Отчетная информация при таком подходе также раскрывается без учета запросов заинтересованных сторон, т.е. ее значимость для других пользователей отчетности (помимо менеджмента компании) не очевидна.
  4. Наибольшее количество крупнейших компаний РФ раскрывает отчетную информацию только в соответствии с требованиями ЦБ РФ (IV уровень прозрачности). Число таких компаний за 2016 год составляет 217 из 855 (25,4 %). Среди них более 50 компаний, не обязанных выпускать годовую отчетность (АО, (Ф)ГУП, ЗАО, ООО). 14 из них (28 %) являются системообразующими, то есть экономически и социально важными, и, несмотря на отсутствие механизмов, регулирующих прозрачность, все же для менеджмента этих компаний имеются причины для публикации хотя бы минимального уровня необходимой информации.
  5. Среди компаний IV уровня прозрачности в 2016 году появились компании, в прошлом году выпускавшие отчеты только на английском языке, а в этом году выпустившие и на русском языке (АО «Компания ЮНИМИЛК» и ООО «Т2 Рус Холдинг»). Значит, существуют факторы, требующие повышения прозрачности иностранных компаний (и их представительств), действующих на территории Российской Федерации.
  6. Среди крупнейших российских компаний количество непрозрачных компаний по-прежнему велико: 424 из 855 (49,6 %). Эти компании не раскрывают отчетную информацию о своей деятельности и управлении (V (нулевой) уровень прозрачности). Отчетность 49 компаний, повторно участвующих в рейтинге, не была обнаружена на дату окончания исследования (по итогам 2015 года они выпускали отчетность исключительно по требованиям ЦБ РФ). Не были обнаружены отчеты восьми компаний, ранее занимавших I, II и III уровни.

Распределение компаний по индексам раскрытия информации
Выводы:
  1. 80 % (4 из 5) компаний A индекса раскрытия информации (от 100 до 80 баллов) находятся на Premium уровне прозрачности. Компании, которые активно используют практику заверения нефинансовой информации, лучше раскрывают информацию по аспектам и механизмам прозрачности. Важно, что среди компаний А индекса раскрытия информации все используют помимо аудиторского заверения, общественное заверение (стейкхолдерское), а значит взаимодействуют с заинтересованными сторонами, что несомненно способствует раскрытию наиболее важной (существенной) информации. Другим фактором, повышающим уровень раскрытия информации, может являться налаженная система публичной отчетности, подразумевающая наличие собственных показателей, которые компания признает существенными для своего раскрытия и раскрытия ее дочерними организациями, закрепление взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам отчетности и закрепление ответственности за подготовку публичной годовой отчетности.
  2. Более 50 % (19 из 37) компаний, набравших от 79,99 до 50 баллов (соответствуют B индексу раскрытия информации) находятся на I уровне прозрачности. Как правило компании B индекса раскрытия информации не в полной мере отражают информацию о стратегическом управлении, результатах отчетного периода и деятельности в области устойчивого развития (разрыв со средними баллами компаний А индекса начинается от 5 баллов). Отличительной особенностью является отсутствие аудиторских заверений на данном уровне прозрачности у большинства компаний B индекса (только 3 из 19 компаний заверяют нефинансовую информацию). Таким образом, компании не используют возможность получения предварительных результатов аудита с указанием возможных доработок, которая может положительно влиять на качество раскрываемой информации.
  3. 90 % (9 из 10) компаний С индекса раскрытия информации (от 49,99) находятся на II уровне прозрачности.15 Компании, находящиеся на уровне C индекса раскрытия информации значительно хуже остальных, использующих руководства международных стандартов отчетности, раскрывают информацию о стратегическом управлении, деятельности в области устойчивого развития и закупочной деятельности (разница в баллах от 3 до 2 в среднем по сравнению с B индексом). Данные компании не используют практику внешних заверений, тем самым повышая вероятность некачественного раскрытия или упущения в раскрытии рекомендуемых стандартами и/или обязательных к раскрытию показателей, а также информации важной для их заинтересованных сторон.
  4. Большинство компаний, находящихся на III уровне прозрачности, раскрывают информацию на уровне C индекса раскрытия информации (от 12,79 из 25,5 максимально возможных баллов).Основной разрыв в баллах между компаниями A и C индексов раскрытия информации (III уровня прозрачности) концентрируется в отношении раскрытия информации о стратегическом управлении, корпоративном управлении, результатах отчетного периода и деятельности в области устойчивого развития (от 2,7 до 1,7 балла в среднем). Для повышения прозрачности такие компании могут использовать руководства международных стандартов отчетности, что позволит им наиболее эффективно структурировать и полно раскрывать информацию не просто важную для самой компании, но и для заинтересованных сторон, имеющих влияние на ее деятельность.

15 Индексы раскрытия информации указывают на полноту раскрытия информации о механизмах и аспектах

2013 | 2014 | 2015

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РРС ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ЗАПРОСИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ОТЧЕТА