Системный подход к публичной отчетности

2013 | 2014 | 2015

НА ГЛАВНУЮ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Системный подход к публичной отчетности

Практика организации систем публичной отчетности

Системный подход к публичной отчетности характеризуется наличием ряда элементов, обеспечивающих бизнес-процессы, имеющие отношение к корпоративной отчетности: нормативная база в области публичной отчетности, взаимодействие с заинтересованными сторонами (ЗС) в ходе подготовки отчетов, закрепление ответственности за публичную отчетность и пр.

Необходимость системного подхода к публичной отчетности и раскрытию информации нашли свое отражение в новой версии Кодекса корпоративного управления от 2014 года, рекомендованного ЦБ РФ 7 (глава VI. «Раскрытие информации об обществе, информационная политика общества»). В 71 из 184 обследованных компаниях (Premium – III уровни прозрачности) внедрена нормативная база в области публичной отчетности и раскрытия информации (чаще всего, документ носит название «Информационная политика Общества»).

В целом, системный подход к раскрытию информации и публичной отчетности слабо развит даже у компаний Premium, I и II уровней прозрачности (52 компании). Лишь 2 компании раскрыли информацию об использовании всех обозначенных в диаграмме элементов системы публичной отчетности: АО «ГНЦ НИИАР» и АО «ОКБМ Африкантов». Одним из наиболее распространенных элементов является нормативная база, 37 из 52 компаний указывали на ее наличие. В 25 из 52 компаниях закреплена ответственность за публичную отчетность структурным подразделением, в 18 компаниях - за топ-менеджментом, всего в 4 компаниях эта ответственность отражена в КПЭ топ-менеджмента. В 11 компаниях разработаны собственные системы показателей, сверх тех показателей, что требуется раскрывать согласно законодательству РФ.

В 10 компаниях взаимодействие с заинтересованными сторонами в форме диалогов осуществляется на основании нормативных документов, а в 11 компаниях в корпоративные структуры внедрены такие образования, как Комиссии заинтересованных сторон («Stakeholder Panel» 8 ).

Динамика изменений раскрытия информации о системах публичной отчетности среди компаний, повторно участвующих в обследовании

Справочно: данные рассчитывались по приведенной выборке лидерской группы за 2015 и 2016 года, которая составила 39 компаний.

Компании лидерской группы (Premium, I и II уровни прозрачности), повторно участвующие в рейтинге, продолжают развивать у себя эту практику. Выросло число компаний, практикующих закрепление ответственности за публичную отчетность за структурным подразделением и публично заявляющих об этом – 21 компания (против 19 в 2015 году). В 30 компаниях (против 31 в 2015 году) присутствует нормативная база в области публичной отчетности. Значительно меньшее число компаний указали в 2016 году информацию о закреплении ответственности за публичную отчетность в КПЭ, о наличии собственной системы показателей публичной отчетности и о закреплении диалоговых форм взаимодействия с заинтересованными сторонами при подготовке отчетности. Основной причиной, как было выяснено в ходе верификации, является не отсутствие данных элементов, а отсутствие информации о них в отчетах за 2015 год или ссылок на документы, раскрывающие данную информацию.

Практика взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам публичной отчетности

Только 44 компании лидерской группы (Premium, I и II уровни прозрачности (52 компании)) разместили в отчете перечень аспектов, в отношении которых раскрываемая информация считается существенной. Из них 43 вовлекли в процесс определения существенных аспектов представителей своих заинтересованных сторон. Следует отметить, что вовлечение заинтересованных сторон в определение существенных аспектов является неотъемлемой частью Руководства GRI. При этом 9 компаний, использовавших международные стандарты при подготовке отчета, не взаимодействовали с заинтересованными сторонами (ЗС) при определении существенных аспектов. Среди 44 компаний, раскрывших перечень существенных аспектов, только 16 предоставили информацию об организации процесса определения существенных аспектов.

Более половины компаний лидерской группы (38 из 52 компаний) предоставили информацию об учете запросов заинтересованных сторон в отношении отчетности, при этом из них 23 – указали причины нераскрытия запрашиваемой информации в текущем отчетном периоде и привели взятые на себя обязательства по запросам ЗС в будущих отчетных периодах.

Следует отметить, что компании, не осуществляющие определение существенных аспектов раскрытия (8 компаний из 52) и не учитывающие запросы своих заинтересованных сторон (ЗС) (порядка 14 компаний из 52), рискуют не предоставить информацию существенную и отвечающую интересам их целевых аудиторий.

Динамика изменений раскрытия информации о проводимом взаимодействии с заинтересованными сторонами среди компаний, повторно участвующих в обследовании

Справочно: данные рассчитывались по приведенной выборке лидерской группы за 2015 и 2016 года, которая составила 39 компаний.

Практика определения существенных аспектов стала наиболее распространенной среди компаний лидерской группы (Premium, I и II уровни прозрачности). Значительно увеличилось число компаний, предоставивших перечень существенных аспектов и описавших процесс их определения: 36 компаний (против 28 – в 2015 году) и 36 компаний (против 32 – в 2015 году) соответственно из 52. Отчасти это может быть связано с переходом на Основной вариант 4 версии Руководства GRI(4 компании), согласно которому определение существенных аспектов является обязательно и неотъемлемой частью подготовки отчетности, а также с пониманием важности отражения необходимой и существенной для заинтересованных сторон менеджментом компаний.

Компании, повторно участвующие в обследовании, продолжили в 2016 году взаимодействие со своими заинтересованными сторонами по поводу отчетности. Увеличилось число компаний, вовлекающих представителей своих заинтересованных сторон в процесс определения существенных аспектов: 31 компания (против 29 в 2015 году). Однако распространенность информации об учете запросов среди данных компаний значительно снизилась: меньшее число компаний указало информацию об учете запросов заинтересованных сторон в 2016 году — 17 (против 22 в 2015 году); также спад произошел среди компаний, указывающих планы и обязательства по результатам взаимодействия с заинтересованными сторонами в отчетном периоде — 14 (против 16 в 2015 году).




7 Вестник Банка России № 18–19 (1614–1615) от 06.03.2015.

8 Critical Friends: The Emerging Role of Stakeholder Panels in Corporate Governance, Reporting and Assurance. March 08, 2007.

2013 | 2014 | 2015

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РРС ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ЦЕНТР ЗАГРУЗОК ПРЕДЫДУЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ЗАПРОСИТЬ ЭКСПЕРТИЗУ ОТЧЕТА